Обучение вокалу
Главная » Диапазон голоса певца

Диапазон голоса певца

Певец – профессия, о которой мечтают многие. Однако специалисты предупреждают о наличии массы подводных камней на пути достижения заветной цели. Знание тонкостей работы обязательно. А начинать следует с разбора понятия диапазона голоса, ознакомления с видами, способами их измерения и развития.

О явлении

Отвечая на вопросы по поводу диапазона, специалисты акцентируют внимание на предмете и заявляют, что диапазоном называется явление под названием звукового объема. В данный термин входит понимание потенциальных возможностей исполнителя, способного брать определенные ноты. Диапазон вокальных возможностей называется гибким инструментом, обладающим уникальными способностями развития в рамках правильно подобранных обучающих программ.

Стоит знать, что каждый человек от рождения наделен определенным голосовым диапазоном. При этом для каждого отмечается возможность его развития в рамках нескольких тонов.

Говоря о классификации диапазонов, специалисты выделяют различия между голосами детей, мужчин и женщин. Разница частот отмечается даже в процессе обычной речи, в рамках которых определяется более грубый мужской голос, определяемый толщиной голосовых складок.

Измерение голосовых данных любого человека осуществляется разными способами. Среди обилия возможностей особо выделяется регистр, представляемый определенным участком звукового объема. При этом специалисты выделяют разновидности регистра: верхний, средний и нижний.

Возможности исполнения у детей, мужчин и женщин подразделяются на виды. Детский диапазон представлен альтом и дискантом. Для мужчин типичными признаются низкие, средние и высокие разновидности баса, баритона и тенора. В особую категорию выделяются такие виды мужского диапазона как бас-профундо, признаваемый сверхнизким, и тенор-альтино, являющийся сверхвысоким. Для представительниц прекрасного пола в той же градации типичными признаются такие певческие голоса как контральто, меццо-сопрано и сопрано.

О границах диапазона

Диапазон бывает певческим и звуковым. Разница между вариантами заключается в невозможности в рамках певческого диапазона воспроизвести звуки высокого или свисткового регистра, а также низкого звучания, доступные в рамках звукового диапазона. 

Вокальные возможности обладают своими границами. Для их определения можно использовать несколько способов. Первый предполагает возможности домашних условий и наличие фортепиано. Все что требуется – начать распеваться: предел высокого или низкого звучания инструмента и совпадения с ним голосовых возможностей определяют голосовой диапазон на момент проверки.

Если говорить о более профессиональном подходе к вопросу определения певческих возможностей, то здесь упоминают такого специалиста как фониатор. Он, в рамках полноценной консультации, способен выявить голосовой диапазон и определить степень возможности его развития в рамках определенного регистра.

Примечательно

Данные Книги рекордов Гиннеса говорят об уникальных людях. К примеру, о невероятных возможностях отечественной исполнительницы, жительницы Санкт-Петербурга – Татьяны Долгопологовой, являющейся обладательницей уникальнейшего голоса. Из восьми существующих в музыкальном мире диапазонных октав она способна исполнить пять и добавить к этому количеству еще один тон. Стоит заметить, что современные исполнители владеют средним диапазоном в две октавы.

Среди знаменитых певцов, обладавших уникальным певческим диапазоном, стоит выделить Уитни Хьюстон с пятью октавами и неповторимого Фредди Меркури – обладателя голоса в три октавы. Каждый талантлив по своему, а их талант, в свое время, собирал аншлаги.

Развитие зависит от правильного направления

Специалисты отмечают, что практически 90% исполнителей сталкиваются с проблемными вопросами небольшого диапазона, который, впоследствии, расширяется благодаря накопленному опыту и правильному обучению. Озвучивается несколько причин небольшого диапазона.

Самой распространенной называется личностная причина, заключающаяся в наличии у исполнителя желания являться обладателем большого диапазона, развиваемого посредством выкрикивания высоких нот. Специалисты компетентно утверждают, что прекрасный голос, развитый и мощный – совокупность критериев, построенных на распевках, дыхательных упражнениях и свободе голосового аппарата. Вокальное мастерство, по их утверждению, является процессом движения, направленного на достижение непринужденной работы голосового аппарата. Обозначенной свободы добиваются путем раскрепощения физиологических и психологических зажимов.

Не менее серьезной проблемой называется та, которая базируется на отсутствии правильной опоры дыхания. Проблемы многих исполнителей основаны на отсутствии знаний и умений пользоваться имеющимися у них данными. Профессионалы рекомендуют во главу мероприятий, направленных на успех, ставить вопросы вокальной опоры, дополнением к освоению которых непременно должна становиться отличная спортивная форма, правильная дыхательная гимнастика и иные действия.

Третья причина обладает подражательными корнями, то есть базируется на стремлении вокалиста копировать манеру исполнения определенного певца. Для достижения успеха на поприще развития диапазона и вокального мастерства необходимо правильно определить имеющийся у исполнителя персональный тембр. При наличии опытного преподавателя начинающий вокалист способен не только совершенствоваться, но и, сохраняя уникальность собственного голоса, научиться брать высокие ноты.

К четвертой причине невозможности развития диапазона специалисты относят факт неопытности исполнителя и его молодость. Вопросы возрастных мутаций, серьезно влияющих на звучание, максимально актуальны в отношении мужских голосов.

Пятая проблема затрагивает физиологические особенности при исполнении поднимать гортань вверх. Данная методика исполнения, используемая для разных голосов, может быть одновременно и успешной и губительной.

Диапазон можно расширить

Каждый случай, в котором выдвигается необходимость расширения диапазона звучания голоса, требует выбора правильных приемов, базируемых на возрастных и половых особенностях, на правильном определении типа голоса, особенностях телосложения и общем состоянии его здоровья исполнителя.

Первостепенно важностью обладает возрастной фактор исполнителя. Если этап полового созревания не пройден, тогда специалисты с уверенностью могут сказать, что такой исполнитель, в силу строения голосового аппарата и тела, незаконченности процессов формирования и иных критериев, не обладает достаточным количеством энергии, необходимой для формирования правильной нагрузки на голос.

Сформированным может считаться мужской организм, достигший возраста 21-24 лет, а женский – 18-21 года. При этом непременно отмечается, что каждый человек и его организм отличается оригинальностью и своеобразием. Но развивать голосовые возможности можно вплоть до 45 лет.

Расширение возможностей голоса – этап, который непременно необходимо начинать вслед за констатацией факта сформированности голоса. Специалисты утверждают, что каждый человек обладает непревзойденными по объемам исполнительскими возможностями, которые может отыскать и помочь вооружиться ими только профессиональный, опытный и умелый педагог.

Методики, благодаря которым происходить процесс обучения пения, на первое место выводят распевку. Чтобы не совершить ошибку в процессе применения данного метода, необходимо в большей степени обращать внимание не только на мелодию, но на манеру исполнения. В правильном варианте она требует опертого дыхания с удержанием воздуха в легких и расслабленной, а, главное, опущенной гортани. 

обратная связь