8 (916) 677-04-17
Главная » Сопрано

Сопрано

Каждый хор, музыкальный ансамбль в зависимости от состава разделяется на партии. Тоже самое происходит в опере, где каждому персонажу выделяется отдельная партия, написанная в определенной тональности.  Партия в хоре — эта группа людей с одинаковым или похожим тембром голоса, которые имеют приблизительно один и тот же рабочий голосовой диапазон.  Каждый певец, независимо от того, поет он в хоре, либо выступает сольно в опере принадлежит к определенной партии.  Например, среди мужских голосов выделяют высокие (теноры), и низкие (басы) голоса. Женские голоса делятся на партии сопрано и альтов.

Следовательно, сопрано - самый высокий женский голос.  Рабочий диапазон у обладательниц этого высокого и звонкого голоса составляет 3 октавы.  Нижняя граница это до первой октавы, и соответственно верхняя граница это до третьей октавы.  Переходными нотами являются  ноты “ми”, “фа” “фа-диез” второй октавы.  Тем не менее, охарактеризовав женский голос как “сопрано” можно дать лишь обще представление о его диапазоне, тембре, звучании. Дело в том, что каждый голос имеет уникальную окраску, насыщенность, тембр и диапазон. Поэтому существует более расширенная классификация сопрано.

Сопрано подразделяется на:
- Драматическое сопрано — это самый сильный голос, с насыщенным бархатным тембром, как на нижних, так и на высоких тоннах. Низкие тонна звучат сильно и насыщенно, верхние ярко, и даже не много резковато. Это глубокий голос с очень богатым звучанием, тем не менее, подвижность такого голоса гораздо ниже, чем у остальных типов сопрано. Рабочий диапазон такой же, как и у лирического сопрано.
- Лирико-драматическое сопрано по звучанию схоже с лирическим сопрано. Однако этот тип голоса имеет более насыщенное и глубокое звучание на средних тоннах.  Верхние тона звучат ярко сильно и громко. Этот тип голоса обладает меньшей подвижностью в сравнении с колоратурным и лирико-колоратурным сопрано. Однако большей подвижность по сравнению с драматическим сопрано.
- Лирическое сопрано это выразительный и мягкий голос. У обладательниц такого сопрано голос не громкий, тем не менее на высоких тонах может звучать звонко, ярко и насыщенно. Нижний регистр, так же как и колоратурного сопрано звучит тише и даже немного приглушено. Рабочий диапазон у такого голоса от “до” первой октавы, до “до” третьей октавы.
- Лирико-колоратурное сопрано. Такое сопрано на высоких тонах, так же как колоратурное сопрано звучит ярко и громко, при этом обладает подвижностью и прекрасным тембром.  Средний регистр звучит более ярко, по сравнению с колоратурным сопрано, однако нижние тона — тихо и тускло. Рабочий диапазон от До первой октавы до ми-бемоль третьей октавы.
- Колоратурное сопрано — холодный, но в то же время быстрый и подвижный голос.  Исполнительница, без труда переходит с ноты на ноту, не испытывая при этом ни малейшего дискомфорта. Сильнее всего звучат верхние ноты, а слабее всего нижнее. Средние тона характеризуются при таком сопрано мягким звучанием. Также колоратурное сопрано имеет широкие диапазон - от ноты "до" первой октавы "до" ноты фа третьей октавы.
Эта классификация характерна для всех типов вокального искусства, за исключением оперы. В опере, как правило, используется расширенная классификация голосов.


Отдельно от этой классификации можно выделить низкое меццо-сопрано.  У обладательниц меццо-сопрано более насыщенное, густое звучание, которое достигается благодаря использованию грудных резонаторов. Такое сопрано в свою очередь также делится на высокое и низкое. Низкое сопрано называют драматическим, а высокое лирическим. У первого типа подвижный голос, а низкие тонна звучат более мягко. У драматического меццо-сопрано низкие ноты более густые и сильные.
Следует отметить, что иногда очень трудно определить каким типом голоса обладает исполнитель.  Бывает что голос по тембру схожий и на драматическое сопрано, и на меццо-сопрано (второе сопрано). Поэтому правильно определить принадлежность голоса к какой-то партии не простая задача, так как данная классификация отображает лишь частично все разнообразие голосов.  А ведь от правильного определения голоса зависит развитие и соответственно певческое будущее исполнителя.


Сегодня не существует единого способа или метода для точного определения голоса, поэтому при прослушивании хормейстер может допустить ошибку. Бывает, что при первом прослушивании исполнителя определяют как меццо-сопрано (низкое сопрано), а при повторном прослушивании определяют как драматическое сопрано.
При прослушивании, хормейстер принимает решение лишь на основе собственного опыта, интуиции и слуха.  При этом, разуметься он учитывает основные характеристики голоса, такие как:
- Голосовой диапазон — голос, которым поет исполнитель, начиная от самых низких тонов заканчивая самыми высокими нотами.
- Тембр голоса — специфическое звучание, окраска, насыщенность голоса, за счет которых различают голоса.
- Высота голоса. Определяется наивысшая нота, которую может взять исполнитель без особого напряжения. Согласно с этой характеристикой определяют принадлежность к высокому сопрано либо низкому меццо-сопрано.
- Устойчивость. Под устойчивостью подразумевается отсутствие  термоляции,  которая может разрушить общее звучания хора либо ансамбля. - Выносливость.  Голосовой выносливостью называют способность выдерживать в течение определённого промежутка времени определенную нагрузку, другими словами держать ноту.
При определении голоса, важное значение имеет место расположения примарных тонов, что означает место расположения тонов, которые исполнителю легче всего петь, и которые звучат наиболее естественно.
То же самое и с переходными нотами. Дело в том, что для каждого типа сопрано переходные ноты находятся на определенном участке. Соответственно, правильно определив переходные ноты, можно избежать ошибки при определении типа сопрано.