Вокальные навыки всегда признавались явлением привлекательным и нужным. Не мудрено, ведь наврядли найдутся люди, не способные с благодарностью выслушать и оценить неплохую песню в приличном исполнении. Закономерной можно назвать сегодняшнее признание и любовь со стороны огромного количества слушателей, отдаваемую ими хорошим исполнителям. Карьера в шоу-бизнесе, базирующаяся на фантазии о громком имени и полных многотысячных концертных залах, – мечта огромного количества юношей и девушек. Мечта непременно станет реальностью, если быть обладателем неплохого голоса и способностью адекватно оценивать музыкальные произведения. Но, природный талант – часть комплексных мероприятий, необходимых для развития и совершенствования певческих способностей. И начинать процесс правильного формирования, выработки и развития навыков рекомендуется специалистами с детского возраста.
Занятия вокальным искусством с детьми способствуют музыкальному развитию малыша, что отражается на положительных качествах процесса мышления, давая повод для развития гибкости и подвижности. Для обладателя уникальными способностями, в области владения голосом, правильности интонирования, широкого музыкального кругозора и т.п., несмотря на выбранную им профессию, всегда будет сопровождать уверенность и успех в любом социуме.
Выбирая преподавателей для уроков вокала детям, стоит обращать внимание на их образовании: оно должно обладать не только музыкально-педагогической базой, но обязательно психологической направленностью.
О тонкостях раннего музыкального образования
Если быть последовательными, и обращать внимание не только на популярность исполнителей, но и на их биографии, то становится очевидным непосредственное влияние на этапе раннего детства музыкального окружения на становление, восприятие и формирование их вокального искусства. При выявлении фактов рождения вокалиста в семье, где родители являются профессиональными певцами, естественным признается этап взросления вблизи театральных подмостков. А совершенствование вокального исполнения, к которому они приходили достаточно рано, происходит постепенно благодаря окружению, в том числе и родителей. В другой категории исполнителей отмечается наличие родственников, страстно увлеченных музыкой и пением, что непременно отражалось на стремлении малышей подражать умениям родителей.
Говоря о таком явлении как музыкальное образование детей раннего возраста, стоит придерживаться проверенного практикой утверждения, определяющего его благотворное влияние на детское сознание и культурный уровень ребенка. Доказано, что певческий процесс признается видом музыкального искусства, который доступен и понятен любому малышу. Самыми важными признаются первые впечатления, получаемые ребенком от занятий музыкой, которые он способен пронести через всю свою жизнь. Преподавателям вокала, занимающимся с детьми, необходимо стремиться, чтобы занятия были яркими и радостными, запоминались, в том числе, и правильностью содержания. Не стоит забывать, что способности детей, не только в отношении музыки, весьма различны. Здесь важно изначально выявлять уровень музыкальных способностей, голосовых и психофизических составляющих. На основании полученных данных преподаватели могут выбрать правильный подход к занятиям с ребенком: коллективный, предполагающий хоровое пение, или индивидуальный, делающий упор на сольное исполнение.
Коллективные занятия
Отмечая возможности коллективных занятий, специалисты вокального направления, сосредотачивают внимание на некоторых характеристиках голоса ребенка. Если малыш от природы обладает природным тихим или слабым голосом, а также характеризующийся очевидными критериями отсутствия слуховой и голосовой согласованности.
Если малыш, стремящийся совершенствовать навыки вокального мастерства, попадает к профессиональному хормейстеру, знающему принципы правильного расположения детей в хоре, для того, чтобы более сильные «тянули» за собой слабых, тогда рост его вокального мастерства не будет вызывать сомнений. Обучение хоровому пению непременно будет проходить с учетом правильного вокального дыхания. Только так мастер своего дела сможет уберечь малышей от стремления перекрикивать, надрывать связки и т.п. Правильный подход к обучению позволит избавить ребенка от таких явлений как осиплость и хрипота. Если хоровые занятия выстроены правильно, тогда они станут залогом формирования и развития голосовых данных малыша, его музыкального слуха, а также управления слухом и голосом. Зафиксированы случаи, когда успешные занятия в хоре позволяли ребенку продолжать совершенствование вокального мастерства на сольных занятиях по вокалу.
Индивидуальные занятия по вокалу для детей
Если у ребенка изначально выявляются яркие вокальные и музыкальные данные, тогда специалисты наверняка порекомендуют для малыша индивидуальные уроки вокала. Если определить детей с очевидными вокальными данными в хоровые группы, то преподавателю, наверняка, придется «одергивать» ученика, «мешающему» своим голосом однородности и ровности звучания хорового пения. Ограничение диапазона звучания голоса ребенка с выдающимися вокальными данными может негативно отразиться на развитии голосовых данных, что приведет к снижению имеющихся способностей. Таким детям, для максимально полного проявления их уникальных способностей и возможностей, рекомендуются индивидуальные уроки вокала.
Особенности академического вокала
Останавливаясь на принципах академического вокального исполнения, стоит понимать, что в рамках подобных занятий детей начинают обучать основам правильного исполнительского дыхания, знакомить с критериями верного ведения и извлечения звуков. Благодаря «окультуриванию» певческого процесса, ребенок, не отходя от рамок собственных голосовых возможностей, учится корректировать голос при помощи определенного положения рта. Особая роль здесь отводится работе над дыханием. Правильные певческие навыки у ребенка, в совокупности с возможностями развития диапазона звучания, могут быть выработаны посредством отработки навыков формирования округлой формы рта, мягкости и отсутствия напряженности в области нижней челюсти, спокойному дыханию и ровности постановки корпуса. Благодаря правильности и своевременности выработки указанных навыков ребенок получает возможность исполнения не только детских, но и классических произведений. При этом не нанося вред голосу. Стоит заметить, что в рамках обучения вокалу, используемый репертуар классических произведений представляется отработанным и опробованным преподавателями на протяжении многих столетий. Наработанная практика позволяет гарантировать хорошую базу вокальной техники, которую с легкостью можно использовать в будущем. Причем обязательный мутационный период, который проходит каждый ребенок, не повлияет на имеющиеся навыки. В рамках дальнейшего обучения певческому искусству они помогут подростку совершенствоваться на ниве вокала.
Перспективы и опасности
Перед ребенком, обладающим вокальными данными, развиваемыми с детства, открываются широкие возможности участия в оперных спектаклях, музыкальных представлениях, конкурсах и иных мероприятиях.
Перспектива быстрого успеха привлекает не столько детей, сколько их родителей. Именно они определяют детей на обучение вокалу в детские эстрадные коллективы. Однако здесь ребенок сталкивается с необходимостью усваивать определенную манеру пения, требующую широкого положения рта. Результатом подобного пения может стать явление зажатости нижней челюсти и гортани. А это ведет к образовании. Звонкого и резкого звука, с ярко выраженной форсированностью. Подобное исполнение не способствует развитие голосового диапазона. А итогом «певческих усилий» становится неутешительный диагноз врача-фониатора – «узелки на связках».
Усилия и желания родителей выбирать путь развития ребенка порой не отличаются объективностью и адекватностью оценки его возможностей. И здесь велика вероятность навредить малышу. Как результат, необходимо обращение к профессиональным педагогам, способным быстро, а, главное, правильно распознать вокальные перспективы любого ребенка.