Голос каждого человека уникален. И для раскрытия его природной красоты, а также придания ему черт уверенного исполнения, стоит воспользоваться уроками персонального вокала. Сегодня используется огромное количество разнообразных методик, способных в полной мере раскрыть особенности основных направлений вокального искусства: вокала эстрадного, джазового, рокового, академического. Благодаря пению, которое обладает психофизической основой, можно эффектно воздействовать на слушателе и даже самих исполнителей. Стоит заметить, что выдающиеся умы Древнего мира отмечали в своих трактатах разные аспекты влияния на человека музыки, как вокальной, так и инструментальной.
Словосочетание «вокальная школа»
Если останавливаться на понимании обозначенного словосочетания, то стоит отметить несколько смысловых вариаций.
В первом случае формулировка «вокальная школа» относится к структурам, осуществляющим правильный процесс обучения вокальному мастерству. Таким же термином может называться помещение, в котором непосредственно проходят уроки вокала.
Словосочетание «вокальная школа» может быть соотносимо с понятием вокального искусства, техники исполнения, особенностями эстетических вкусов исполнителей, методикой преподавания и т.п. В результате данное словосочетание объединяет собой представления о комплексе технических и творческих методов, используемых отдельными личностями для достижения определенных творческих целей.
Если говорить о вокальных школах с точки зрения истории вокального искусства и ее общего эстетического плана, то стоит особо выделять несколько вокальных школ:
- немецкая, для которой характерна сдержанность и ограниченность выразительных средств;
- итальянская, характеризующаяся страстностью и восторженностью;
- русская, отличающаяся глубиной и чувственностью, выражаемой разнообразием тончайших оттенков, формировалась на национальной почве с учетом опыта иных вокальных школ;
- французская.
Говоря о национальных школах исполнительского искусства, исследователи отмечают наличие особенностей, отражающих психологию определенного народа, его музыки, поэтического языка, традиций исполнения. Если говорить о вокальных школах Западной Европы, то их формирование связывается с появлением общенациональных композиторских школ, предлагавших исполнителям петь в рамках определенных художественно-исполнительских правил. Основополагающим шагом формирования разных вокальных школ признают появление оперы. Примечательным стоит назвать период развития европейских вокальных школ на протяжении XVIII – XX веков, когда отсутствовали признаки изоляции. Данный факт позволил школам впитывать и ассимилировать лучшее, что было у каждой из них.
Сегодня специалисты констатируют фактор сглаживания яркости и своеобразия исполнительского искусства национальных вокальных школ. Но некоторые особенности до сих пор являются вполне очевидными.
Однако музыкальное искусство современного этапа, формирующееся на базе нового музыкального языка, изменяют привычное видение вокального пения, в котором практически отсутствуют критерии и понятия национальных вокальных школ.
Прошлое академического исполнения в рамках разных вокальных школ
Академическое пение обладает своеобразием, максимально проявляющимся в рамках итальянской национальной вокальной школы, флорентийской, римской, венецианской, неаполитанской.
Национальная вокальная школа Италии
Становление этой школы происходит с начала появления оперного жанра. Первым произведением в данном жанре, созданная в конце века 16, стала опера под названием «Дафна», авторами которой стали композиторы Я. Пери и О. Риннучини. Ее появление, как отмечают исследователи, является логическим итогом формирования особенностей музыкального искусства Возрождения. В числе основных черт итальянского академического исполнения называется: мелодика, обладающая гибкостью, разнообразие, представленное ритмичностью, элементы народно-песенного творчества, особенности фонетического строения языка и т.п.
Национальную вокальную школу Италии невозможно представить без церковной музыки, в основу которой заложено негромкое исполнение, медленный темп мелодий, равномерный ритм. Ранний вариант унисонного исполнения постепенно дополнялся полифонией, украшением верхних партий трелями. В 14 веке отмечается развитие направления домашнего музицирования и вокального исполнения с аккомпанементом.
Следующий век провозглашает на территориях западноевропейских стран господство нидерландской школы.
Флорентийская вокальная школа
У истоков данной школы стояли авторы первых оперных произведений. Для данной школы характерным признается монотонность исполнения, отсутствие громкого звучания, сопровождающегося музыкой, создаваемой маленьким оркестром, располагающимся за сценой.
Римская школа вокала
Данная школа свой расцвет зафиксировала 20-40 годами семнадцатого века. В Вечном городе в это время огромное влияние имеет семейство Барберини, в котором числятся родственники папы. Благодаря подобному родству оперная сцена стала рупором и местом пропаганды не светских, но церковных сюжетов. Именно римская школа стала местом создания жанра оратории, в которой оркестр, хор и солисты исполняли произведения с библейским сюжетом. Затем появилась кантата, у истоков которой стояли Кариссими и Страделла, представляющая собой произведение с мелодико-гармоничным складом, в которой исполнялись арии, использовался прием речитатива, сопровождаемого оркестровкой. Затем кантаты приобретают хоровые масштабы и признаются разновидностью оратории.
Среди достижений, обогативших вокальное искусство и прославивших школу, называются созданные композиторами: новая форма арии, вокального ансамбля, речитатив secco, комическая составляющая, богатство декораций, большой хоровой состав, пение кастратов, исполняющих женские партии, артистизм и иные элементы.
Венецианская вокальная школа
Школа данного направления возникла благодаря Клаудио Монтеверди, бывшего не только выдающимся композитором, но также педагогом и исполнителем. Под его авторством было создано 9 великолепных опер, обладающих формой реальной музыкальной драмы с элементами реализма. Благодаря его усилиям в оперной мелодике серьезное внимание стало уделяться слову, яркой эмоциональности музыки и ее выразительной живой основе. Благодаря усилиям Монтеверди были заложены основы инновационного жанра – оперы-buffa. Окончание века 18 ознаменовалось заменой певцов-кастратов женщинами, отлично исполняющих партии, написанные непосредственно для певиц.
Неаполитанская школа оперного исполнения
Данная школа признается продолжателем венецианских традиций, а ее основателем признается А. Скарлатти, на счету которого 115 опер и база для развития жанра оперы seria. В числе его последователей были Д. Перголези, Н. Порпора, Л. Лео. В рамках школы формируется стиль вокального исполнения bel canto, характеризующийся разной сложностью колоратурных украшений. В традиционных рамках школы воспитывались уникальные певцы-кастраты.
Современная школа вокала
Сегодня академическое вокальное исполнение называется классическим, отличающимся жанровым разнообразием. Достичь успехов на поприще академического вокального исполнения можно, если опираться на особые техники исполнения.
Сегодня особой популярностью пользуется разновидность эстрадного вокала, благодаря которой любой исполнитель получает доступ к развитию собственной и всегда уникальной манере исполнения.