Академический вокал (пение) появился еще в 16 веке. Его особенностью является то, что певец должен обладать большим мастерством, чтобы воспроизводить сложные партии без помощи вспомогательной техникой академического вокала должен самостоятельно управлять своим голосом и озвучивать зал. Также, он должен обладать широким диапазоном и с легкостью брать как высокие ноты, так и низкие без любых дефектов звучание и посторонних шумов. Голос должен быть чистым, ясным и объемным. Академический вокал можно услышать в опере, академическом хоре либо капелле.
Для того чтобы овладеть мастерством академического вокала необходима правильная постановка голоса, дыхания и многое другое, чему обязательно нужно обучаться.
Искусство петь - это искусство дышать
Правильное дыхание - это основа пения. Только благодаря правильному дыханию можно получить чистое, правильное и ясное звучание. А для того чтобы правильно дышать во время пения просто необходимы постоянные занятия. Если вы только начинаете или планируете изучение академического вокала, то лучше всего начать с этих упражнений:
- Упражнения для подготовки связок к работе над голосом, выполняя которое вы активируете дыхательный аппарат, что в свою очередь поможет контролировать дыхание и работу связок. Для выполнения упражнения необходимо ровно стать и опереться на обе ноги. Положить руки ладошками на бока ребер, а пальцы — к груди. Затем нужно резко и глубоко вдохнуть носом, при этом плечи должны оставаться неподвижными (это очень распространённая ошибка), затем также резко выдохнуть через рот.
- Второе упражнение необходимо довести до автоматизма. Не меняя положение тела (как в первом упражнении), нужно медленно и глубоко взять носом дыхания в живот, затем также медленно выдохнуть. Главная задача этого упражнения — это научится так дышать постоянно.
- В третьем упражнении, так же как и во втором необходимо взять дыхание в живот, но уже ртом. Затем выдыхая нужно протянуть звук “м”, если при этом вы ощущаете легкую вибрацию на губах, значит, упражнение выполняете правильно. Затем поменять звук “м” на звук “н”, и более сложные звуки - “на”, “ва” делая их протяженными.
Это самые популярные упражнение для новичков. Следует отметить, что изначально у детей правильное дыхание, и лишь со временем под воздействием различных факторов оно меняется. Обучение академическому вокалу необходимо начинать с развития дыхания, а уже затем переходить к более сложным элементам — распевке, работе над звуком, интонацией, расстановке акцентов и так далее.
Работа с голосом
Следует отметить, что работу с голосом можно начинать только после правильной постановки дыхания. Это обусловлено еще и тем фактом, что сам голос появляется только после того, как будущий академический певец научился правильно дышать. На этом этапе необходимо научится брать высокие ноты, делать переходы между нотами и многое другое. Но не стоит забывать об упражнениях для дыхания. Ведь чем больше совершенствуется дыхательный аппарат, тем легче исполнять сложные музыкальные произведения. Также постоянное развитие правильного дыхания позволяет постоянно увеличивать голосовой диапазон и силу голоса. Боле того брать высокие ноты без правильного дыхания, либо петь в маску не рекомендуется без правильного дыхания, так как можно повредить голосовые связки.
Постановка голоса подразумевает обучения петь чистым ровным голосом, без любых дефектов. Певец должен еще до того момента как издаст звук знать, какую именно группу мышц следует напрягать. Правильно поставленный голос звучит громко и насыщенно.
Постановка голоса включает в себя упражнения, которые развивают силу голоса, использование различных техник пения, а также выработка четкой дикции и звучания.
Для постановки голоса могут использоваться различные методики, тем не менее, база у них одна.
Это:
умение использовать резонаторы, овладение техническими вокальными приемами, работа с артикуляционным аппаратом, и другое.
Резонаторы есть у каждого человека, но далеко не все певцы умеют правильно ими пользоваться. Именно благодаря использованию резонатора получается сильный громкий звук, который слышно без использования усилительной техники. Дело в том, что звук, который произносит человек либо затихает, в случае если поглощается мягкими тканями, либо усиливается, в случае если отталкивается от твердых полостей голосового аппарата. Эти твердые полости получили название - резонаторы.
Любой человек, который стремится овладеть мастерством академического пения должен уметь контролировать эти резонаторы.
Различают грудной и головные резонаторы. Благодаря правильному использованию грудного резонатора достигается объёмное, полное, а также теплое звучание. Само звучание зависит от того, находиться ли грудная клетка в расслабленном состоянии. Но не следует использовать лишь грудной резонатор, так как звук может получиться хриплым и глухим.
Головные резонаторы — это те, которые размещены выше голосовых связок. Именно благодаря их использованию звук становится громким и ясным. Но для того что бы достичь нужного эффекта, необходимо чтобы звук был направлен вверх, вертикально. Для того чтобы научится правильно использовать головной резонатор, Станиславским было предложено упражнение - “мычание”. Его суть была в том, чтобы выработать правильное дыхание, при котором звук не выходит горизонтально, а отбивается от верхних резонаторов и усиливается.
“Пение в маску” - понятие тесно связанное с резонаторами. Маской называют верхнюю часть лица, а самым сильным и основным резонатором считается носовой резонатор. Он лучше всех усиливает звук, но работать с ним очень трудно. Например, даже если удается усилить голос с помощью носового резонатора, есть опасность того что грудной и головные резонаторы будут работать отдельно. В этом случае голос будет холодным и тонким с металлическим оттенком. Для того чтобы и грудной и головные резонаторы работали как одно необходимы постоянные тренировки и упражнения. Только благодаря постоянной работе на голосом, можно достичь объёмного и громкого звучания.