Эстрадный вокал включает в себя большое количество направлений. Это и народные мотивы, и джаз, и даже элементы рок-музыки. Само эстрадное пение считают легким для понимания и обучения. В каждом направлении существуют свои нюансы, тем не менее общими для них являются постановка дыхания и постановка голоса.
Дыхание в эстрадном пении имеет такое же огромное значение, как и в академическом. Тем не менее, некоторые эстрадные певцы пренебрегают правилами правильного дыхания во время исполнения своих композиций.
Без правильно поставленного дыхания исполнитель не может не только качественно исполнить песенный материал, но и потерять голос. Дело в том что если певец не использует дыхания и все инструменты своего тела, то для извлечения голоса используются лишь связки, которые изнашиваются и травмируются.
Эстрадный вокал занимает среднюю позицию между академическим вокалом и народным вокалом. Эстрадный певец в первую очередь должен обладать четкой, разборчивой дикцией. Ведь в эстрадных композициях самой важной составляющей являются как раз слова. Если в академическом пении слова, как правило, “подстраиваются” под музыку, то в эстрадном пении с точностью наоборот. Именно поэтому, при исполнении песен на эстраде зачастую необходимо быстро менять дыхание из-за труднопроизносимых фраз.
Именно благодаря правильно поставленному дыханию, достигается чёткое, ясное, чистое, а главное громкое звучания. Лишь выработав правильное дыхание, можно приступать к такой задаче как постановка голоса.
Для разных направлений эстрадного пения используются различные виды звукоизвлечения и подачи голоса, так как вокальные техники могут отличаться.
Овладение эстрадным пением, так же как и академическим или народным также требует специальных навыков, которые необходимо постоянно тренировать и усовершенствовать.
Ежедневные упражнения для эстрадного вокала
Упражнения не рекомендуется делать сразу же после плотного завтрака либо обеда, также не желательно заниматься вокалом на голодный желудок. Желательно приступать к занятиям через 1-2 часа после приема пищи. Начинать тренироваться следует из упражнений для дыхания, это поможет подготовить организм к последующим нагрузкам. Желательно произвести активный вдох и выдох в течение 2-х минут, а затем равномерно выдохнуть приблизительно 7-10 раз.
Начинающие вокалистам рекомендуется также выполнить упражнения на укрепления мышц языка и губ.
Далее можно приступать непосредственно к пению на стаккато. Начинающим певцам необходимо петь медленно и размеренно, постепенно ускоряя темп. На следующем этапе тренируется дикция, так как для эстрадного пения она имеет ключевую роль. Здесь следует выполнить упражнения на произношения гласных и согласных звуков.
В последнюю очередь следует выполнять те упражнение, которые только начали разучивать или самые сложные. На эти упражнения необходимо потратить 7-10 минут.
Через полчаса после окончания тренировки, можно приступать к самому пению.
Следует учитывать, что для эстрадного пения характерны специфические приемы, которые отсутствуют в академическом либо народном пении.
Для эстрадного исполнителя очень важно выработать запоминающийся и узнаваемый голос.
Основные приемы используемые в эстрадном пении
«драйв”
Этот способ самый важный среди рок исполнителей. Такой прием еще несколько лет назад считался небезопасным, так как он мог нанести серьезный вред голосовым связкам. Многие преподаватели вокала считают что научить этому приему (хриплый голос, гроулинг, рев) невозможно, так как он должен быть в человеке от природы.
“расщепление”
Такая тренировка пения, когда помимо основного звука исполнитель должен добавить другой звук. Это может быть, субтон, драйв, либо так званое “горловое пение”. Звук, который добавляют к основному, чаще всего представляет собой шум, либо другой не музыкальный звук. Достигается такой эффект благодаря тому что один дыхательный поток разделяется на два.
“субтон”
Такой прием используется во время исполнения поп-песен или джазовых композиций. Это так званое пение с придыханием, которое можно услышать у Tony Braxton.
Горловое либо обертоновое пения
Такое пение присуще исполнителям с Востока и Дальнего Востока. В такой манере происходит расщепление вокала, благодаря чему можно выпевать двузвучия.
“глиссандо”
Этот прием также называют “слайдом”. Благодаря его использованию певец плавно переходит с ноты на ноту.
“фальцет”
Этот прием чаще всего используют поп музыканты либо джазовые исполнители. С его помощью они поют без так званой “опоры”, благодаря чему можно с легкостью брать высокие ноты.
Тирольское пение
Другое название этой техники исполнения - “обратный йодль”. Его суть в том, что исполнитель резко переходит с пения по технике фальцет на пение без опоры, либо просто “йодль” что означает чередование звука на низких тонах с высокими тонами. Этот прием очень популярен среди исполнителей независимо от музыкального направления.
“штробас”
Используется очень редко, так для его выполнения используются низкие тонна.
Существуют закрытая и открытая манера исполнения. Первую используют в академическом пении, вторая характерна для исполнителей народных композиций. Эстрадные певцы, как правило, используют полуоткрытую манеру. В данном случае голос становится насыщенным и красочным.
Чтобы овладеть мастерством эстрадного пения необходимо изначально поставить правильное дыхание, затем выполнить постановку голоса (увеличить его диапазон и силу, научиться контролировать голос). Так как даже тихий и беззвучный голос, при правильной тренировке может зазвучать объёмно, красочно и громко. Уже после постановки можно осваивать выбранные приемы эстрадного пения и формировать собственную манеру исполнения.