Тема сглаживания регистров очень актуальна для начинающих вокалистов. Эта работа базируется на вокальных упражнениях, где соединяются грудное и головное звучания. Певец, который формирует свой звук классическим способом, должен уметь смешивать звук.
Сопрано и меццо-сопрано имеет три регистра - грудной, центральный и головной. При необходимости перехода с нижних нот на высокие вокалисты часто сталкиваются с неудобствами. Это обычно ноты «ми», «фа» и «фа-диез» второй октавы. Их называют «переходными нотами».
Чтобы сделать этот переход незаметным и убрать дискомфорт нужно их пропеть, округлив рот. Положение рта при пропевании буквы а должно быть, как будто вы произносите букву о. Дойдя до ноты «фа» и «фа-диеза», можно даже представить, что произносишь у, не меняя форму рта.
Трудность для меццо - сопрано вызывает переход от центрального к грудному. Для осуществления этого перехода нужно работать над ровностью пения вокалиста в том или ином регистре.
Первым делом педагог должен определить ноты, которые являются у вокалиста переломными. Чаще всего у меццо - сопрано переходными являются ноты от «ми» и «до» первой октавы. Определяется это, во время пения нисходящей гаммы фа мажор. Начинать с «до» второй октавы. Приближаясь к переходным звукам голос может звучать еще в грудном регистре тогда, когда они должны уже звучать в центральном регистре. Это упражнение поможет вокалисту понять, какие звуки являются переломными.
Сгладить переходные звуки можно разными упражнениями. Существует два мнения относительно закругления этих звуков: эффект закругления получается благодаря дыханию либо же происходят какие-то изменения со связками. Чтобы переходные звуки звучали непринуждённо, нужно выполнять такие упражнения: без изменения положения рта на букве а мысленно произнести звук о. Но эти упражнения стоит выполнять в среднем диапазоне, что даст возможность сделать мышцы более эластичными и приучить их к такому положению в любой тесситуре.
Зачем нужно работать над сглаживанием переходных звуков? Звук из верхнего резонатора попадает в грудной регистр, а из грудного звук направляется в головной регистр. В связи с этим два регистра как бы соединяются. Когда грудной и головной тембр сливаются в нужной мере, то грань между регистрами практически исчезает. Это влияет не только на качество звучания, но и не мешает правильно распространяться звуку.