Как правило, все знаменитые исполнители начинали свою творческую деятельности с самого детства. Они либо росли в семье музыкантов, либо с самого детства любили заниматься пением и развивали соответственные навыки. Тем не менее, заниматься вокалом можно и взрослому человеку.
Прежде чем заняться вокалом, нужно определить собственные способности. Самое важное для исполнителя это обладать хорошим музыкальным слухом, и попадать в ноты. Даже если желающий научиться пению обладает прекрасным тембром голоса, не попадая в ноты, он не сможет освоить вокальное искусство.
Существует ряд методик и техник, которые позволяют развивать музыкальный слух.
Далее, необходимо научиться делать длительный фонационный выдох, что означает делать такой выдох во время которого воспроизводиться какой-либо гласный звук. Ведь гласные звуки - это основа пения. Не нужно пытаться спеть его как можно громче, ведь в таком случае дыхания надолго не хватит. Лучше всего петь на небольшой комфортной громкости, в средних удобных для исполнения тоннах. Звук должен звучать как можно ровнее, также существует норма по длительности — 20 секунд.
Само собой разумеется, что для начинающих исполнителей это достаточно большая длительность. Поэтому, новичкам достаточно продержатся в течение 10 секунд. Следует помнить, что самое главное не длительность, с которой производится звук, а его ровное звучание. Необходимо следить за тем, чтобы нота, когда закончится дыхание, не превратилась в хрип.
Не секрет что в основе пения лежит дыхание. Точнее, правильное поставленное дыхание — это и есть пение. Обучения любому виду вокала необходимо начинать с тренировки дыхательного аппарата. И фонационный выдох, это самое первое с чего нужно начинать тренировки. Некоторые вокальные фразы очень длительные, соответственно исполнитель не сможет прервать их на средине для того чтобы взять воздух, иначе фраза оборвется.
Существует целый комплекс упражнений, который необходимо выполнять для правильной постановки дыхания. Правильное дыхание позволяет наращивать громкость голоса, добавлять ему красок и гибкости, а также расширять голосовой диапазон. Без него можно не только переутомить голосовые связки, но и травмировать их.
Только лишь после того, как поставлено дыхание, можно приступать к постановке голоса. Традиционным для развития голоса является такой приём как “мычание”. Это прием выполняют как в составе с другими упражнениями, так и как отдельное упражнение. Этот прием учит направлять голос в резонаторы. Дело в том, что звук отбиваясь от мягких тканей затихает, а от твердых усиливается. Последние и получили название резонаторов. Существуют два вида резонаторов: грудной и головной. Чтобы получить громкое, объёмное звучание необходимо, чтобы звук был направлен не горизонтально, а вертикально (в головной резонатор). Также необходимо достичь согласованной работы обоих резонаторов, так как при задействовании лишь одного из них звук будет неполноценным. Мычание позволяет скоординировать звук в головной резонатор таким образом, чтобы достичь максимально качественного звучания.
Для выполнения этого упражнения необходимо с сомкнутыми губами произнести звук “м” либо “н”. При этом если ощущается легкая вибрация на губах, то упражнение выполняется правильно.
Это упражнение, как правило, выполняют только начинающие исполнители. Следует добавить, что занимаясь дома очень трудно определить какие упражнения следует выполнять в первую очередь, и в какой последовательности. Занимаясь самостоятельно необходимо обязательно соблюдать следующую последовательность действий.
Самое первое, что нужно сделать, это разогреть голосовые связки, затем можно работать над репертуаром. После этого пропевать стилистические упражнения (в зависимости от вида вокала). В конце занятия необходимо обязательно охладить голосовые связки.
Под разогревом голосовых связок подразумевается их приведения из жесткого в эластичное состояние. Дело в том, что эластичными связками легко управлять, они свободно пропускают воздух и позволяют без труда брать сложные ноты. Для разогрева связок существует целый комплекс упражнений, в число которых входят упражнение на компрессию. Такие упражнения также помогают расслабиться мышцам и правильно настроить дыхание.
Распевку следует выполнять от комфортных нот к нижнему и верхнему краю диапазона. Между упражнениями полезно также пить теплую воду, которая смягчит связки, ведь чрезмерная сухость вредна для них. Распевка на гласные звуки обязательна.
Работая над репертуаром нет надобности исполнять одну и ту же песню много раза. Достаточно спеть ее один раз, определить недостатки либо ошибки, которые были допущены и работать непосредственно над ними. Работа над ошибками либо определенными фрагментами песни является отличным упражнением. Ведь бывает, что в упражнениях все звуки звучат отлично, тогда, как при исполнении песни возникают определенные трудности. После того, как работа над песней проделана до конца, нежелательно полностью исполнить песню. Работа над репертуаром не имеет ограничений по времени, поэтому заниматься можно до тех пор, пока не будет заметен результат работы.
На третьем этапе идет работа над стилем исполнения. Можно работать со стилем отдельных фраз песни либо выполнять различные упражнения, которые могут отличаться в зависимости от выбранного стиля вокала. Например для академического вокала это пассажи со сложной мелизматикой, для джаза — над импровизацией, а для поп — это обработка тембра и четкости в пассажах.
Для охлаждения голосовых связок необходимо выполнить упражнения от верхних нот диапазона к средним удобным тоннам. Полное занятие в среднем длится близко двух часов. Естественно для начинающих исполнителей длительность занятий гораздо меньше.