Голосовой аппарат состоит из множества составляющих. Это не только гортань и голосовые связки, но и лицевые и грудной резонаторы, диафрагма, брюшная полость. Для того чтобы овладеть искусством пения нужно понимать работу этих составляющих и уметь ими управлять. Только благодаря осознанию голоса как единой слаженной системы можно создать красивый, чистый и легко контролируемый звук. Позиция всех составляющих голосового аппарата называется голосовой (вокальной) позицией.
Существует 2 вида вокальной позиции - высокая и низкая (речевая).
Низкая вокальная позиция, которую также называют опертым речевым интонированием распространенная в джазовом направлении пения. Также ее используют некоторые рок-музыканты. При таком пении преобладающими являются речевые форманты.
При пении в высокой позиции расширяется диапазон, а голос становится подвижным контролируемым и живым. Достигается это благодаря тому, что в работу включаются головной механизм голосовых связок. Чтобы создать красивое звучание с правильным тембром необходимо не только выработать правильное дыхание, но и научится петь в высокой позиции.
Если звук расположен правильно, то это позволяет создавать такие условия, при которых исполнителю легко петь и контролировать свой голос. Звучание в таком случае красивое и объемное.
Высокая позиция формируется благодаря постоянным и длительным тренировкам дыхания и умению представлять звук заранее.
Достичь качественного звучания можно лишь благодаря слаженной работе грудного и головного резонаторов. Оба резонатора работают на всем голосовом диапазоне.
Во время исполнения высоких нот, исполнитель должен чувствовать грудь, а при исполнении низких ощущать работу головных резонаторов. И если грудной резонатор мало поддается влиянию, то головным резонатором, который отвечает за формирование гласных звуков, можно легко управлять.
Преобладание грудного резонатора делает звучание хоть и громким, но глухим и тусклым. Использование только головных резонаторов позволяет создать высокий, но слабый и не насыщенный звук. Полноценное качественное звучание, которое достигается благодаря грамотному использованию обоих резонаторов, называют звучанием в высокой позиции. Это означает что для создания высокой позиции необходимо обязательное использование головных резонаторов, однако если пение лишено грудного резонанса то звук будет слабым, лишенным объёма и красок.
Подведя итог, можно сказать, что для пения в высокой позиции необходимы сочетание парильного дыхания, головного и грудного резонирования в правильном количестве.
Чтобы выработать высокую позицию звучания нужно соблюдать определенные приемы.
Первое это то, что мышцы надставной трубки (языка, челюсти, ротовой полости) должны быть свободны, расслаблены и максимально эффективны.
Также важно научиться использовать прием зевка. При этом зевок должен быть не полным, а скрытым.
Суть заключается в том, что при не полностью открытой ротовой полости и расслабленной челюсти, нужно подтягивать небную занавеску. Очень важно следить за тем, чтобы не опускался корень языка, так как это приведёт к тому, что головные резонаторы не будут работать.
Исполнитель должен научиться ощущать поднятия твердого неба, при этом он может делать небольшой подъем головы.
Благодаря этому приему, создается впечатление того, что звук концентрируется в купол.
При этом исполнителю легко управлять и контролировать голос, вырабатывается дыхание, которого достаточно для исполнения длительной фразы. Когда звук находиться в так называемом куполе, исполнитель сам чувствует что звук легко извлекать, им легко управлять. При этом голосовые связки не устают, а дыхательный аппарат работает правильно. Также такая фокусировка звука позволяет направлять его вертикально (использовать головные резонаторы) что максимально усиливает громкость пения.
Не секрет, что в основе пения лежат гласные звуки. Купол является тем местом, где формируются эти звуки, что позволяет контролировать голос, придавать ему нужную интонацию, тембр и окраску. Исполнитель должен ощущать высокий гласный звук направленный в купол, другими словами звук в высокой позиции.
Для того чтобы выработать такое умение необходимо:
- научиться вырабатывать произвольный (скрытый зевок) без звука.
- выработать скрытый зевок, выговаривая при этом речитатив
- уметь петь на скрытом зевке. Люди не разговаривают на зевке, однако для усиления головных резонаторов необходимо научится петь на зевке.
- уметь чувствовать купол, для этого помогает так званый “прием улыбки”. Легкая улыбка позволяет создавать в плавные переходы между звуками за счет неизменности расположения купола.
- одним из самых важных приемов для создания головного резонирования это правильное дыхание. Необходимо задействовать брюшную полость, а также научится выполнять плавный выдох.
Дыхание и звук должны быть связанными, что достигается благодаря созданию купола. Для того чтобы звук звучал объёмно и красиво (в высокой позиции) необходимы сочетание умеренного зевка (купола), легкой улыбки, и брюшного дыхания что обеспечивает полноту и глубину звучания.
Очень важная для создания высокой позиции атака звука. В зависимости от исполнителя могут примениться все три вида атаки — придыхательная, твердая и мягкая. Последнюю (начинать звук мягко и сверху) рекомендуют использовать в самом начале обучения.
Исполнитель непременно должен ощущать узкий, направленный вперед и немного вверх звук. Если же звук расширяется, то это ведет к тому, что высокая позиция теряется.